Гроза — одновременно прекрасное и страшное природное явление. Величие и мощь природы завораживают и пугают. Советую вам, уважаемые читатели нашего поста, восхищённо наблюдать за разгулом стихии из надёжного укрытия.
Но если произошло так, что тучи набежали быстрее, чем ожидалось, над головой уже гремит гром, и всё вокруг озаряется молниями, постарайтесь вовремя вспомнить, как надо и не надо вести себя во время грозы. Так сделали герои моего рассказа, не в меру увлёкшиеся сбором земляники.
С утра было душно, припекало солнце. Жужжали, постоянно садились на запотевшее лицо назойливые комары и слепни. Хотелось спрятаться от палящих лучей в тени елей, но крупной спелой земляники вокруг было так много…
Все ближе слышались глухие раскаты грома, однако, Вовка и мать не спешили уходить с вырубки, почти сплошь покрытой земляничником: после дождя ягода станет мягкой, водянистой и не такой сладкой.
Из-за высоких сосен, растущих на соседнем холме, показались тёмно-серые со свицовым отливом тучи. Они уже закрыли солнце и быстро надвигались с юго-запада, откуда обычно и приходили грозы. Порывы ветра гнули верхушки деревьев, шумели листвой берёз, проносились по высокой траве. Потянуло прохладой: где-то совсем недалеко начался ливень.
-
Всё. Пора заканчивать! — закрыв кузовок с ягодой крышкой, Вовка стал быстро убирать его в рюкзак.
-
До машины всё равно не успеем, километра полтора по лесу бежать. И гроза с той стороны идёт, — продолжая проворно работать руками, беспечно ответила мать и процетировала Ю.Н.Могутина:
Вдруг гром пророкочет медведем,
Цветы погрустнеют, гроза...
И вспышкой над бором соседним
Плеснет, словно сваркой в глаза.
-
Мам, гроза здесь будет очень скоро! Молния почти сразу за громом следует, интервала между ними совсем не стало. Давай хотя бы с самой вершины уйдём, да и от дождя спрятаться не мешало бы, и так по мокрому лесу идти придётся. Много всё равно уже не соберёшь, из-за двух горстей под грозу попадём, заканчивай! Ты гром слышишь? На небо посмотри, — убеждал мать Вовка.
-
Ты прав, пора, — мать распрямила спину, огляделась. — Уже давно пора.
И вдруг засуетилась: ветер усилился, в лесу резко потемнело, на лицо упали первые крупные капли. Над головой оглушительно затрещал гром и ослепительно блеснула молния, уходя в землю за соседним холмом. На вершине вырубки стало неуютно и жутко.
-
Доставай скорее дождевик! Нет, не успеем, быстрее вниз, вон, видишь ёлочка среди мелколесья, она небольшая, но густая. Скорее, скорее!
Мать бежала и на ходу вслух читала стихи Льва Ошанина:
Была гроза. Гроза как наводненье.
Без отдыха. Все миги, все мгновенья -
Одна сплошная молния ребром.
Один непрекращающийся гром.
Я, столько лет глядящий на природу,
Такой грозы еще не видел сроду...
Мчавшиеся по склону люди вдруг замерли от треска и грохота падающих деревьев. Им стало совсем не по себе. Женщина уже не читала стихи, она перекрстилась и зашептала молитву, боясь посмотреть на небо. «На соседку сегодня утром злилась, Господи, прости,»— вспомнила мать.— «Надо будет ей что-нибудь хорошее теперь сделать!»
10 советов, что делать в лесу во время бури читайте в статье, которая так и называется.
-
Блин! Сосна упала, её с корнем выворотило, она падала, рядом другую повалила, — на бегу, опасливо поглядывая направо, комментировал происходящее Вовка.
-
Остановись! Пойдём медленно! Я вспомнила: в грозу бегать нельзя, это молнию притягивает! Всё равно уже вымокли. Кстати, и мокнуть в грозу тоже нельзя. Да, раньше надо было заканчивать, — мать, переходя на шаг, натянула мокрую куртку на голову.
Снова раздался страшный раскат грома и местность озарилась молнией. Женщина вновь перекрестилась и стала тихо проговаривать «Отче наш», чуть шевеля губами.
Они уже сидели под ёлкой на корточках, поставив поклажу на землю и обхватив колени руками, как их учили. В опасной ситуации сразу вспомнилось всё, что когда-то проходили в школе на уроках ОБЖ.
-
Что нельзя прятаться под большими деревьями, в стогах, а в горах — у высоких скал,
-
что нельзя находиться, тем более оставаться и стоять во весь рост на возвышенностях и на открытой местности,
-
что нельзя оставаться в грозу близ линий электропередач, на воде и вообще около водоёмов, а также возле повреждённых предыдущими грозами деревьев, в которые часто попадает молния,
-
что не надо бегать, потеть в грозу,
-
что велосипед и мотоцикл — крайне опасный в грозу транспорт, от них надо отойти в грозу метров на 30, а машина, их милая сухая машина, напротив, самое безопасное и надёжное в непогоду место.
Почему при первых признаках грозы не отправились к ней? На вырубку можно прийти и на следующий день или через день. Ещё так много зелёных ягодок, им созревать и созревать. Это без дождя они не вызревают, выгорают… Сидели бы сейчас сухие. Да, машина… Машина! Мать встрепенулась.
-
Вовка, а не под большими ли деревьями мы машину оставили? Вдруг упадёт на неё? Может пойдём к ней, отгоним?
-
Теперь уже смысла нет, — рассудительно ответил сын. — Ветер утих, а гроза ещё не закончилась, она скоро пройдёт, тогда и пойдём. Посмотри, там, откуда она пришла, не так черно, и дождь становится слабее.
Неспеша достали полиэтиленовые плащи, накрылись с головой: ёлочка ненадёжно укрывала от дождя, в промокшей до нитки одежде стало зябко. Мать вспомнила своего деда, отважного человека, прошедшего две войны, имевшего осколки в груди, которые по прошествии десятков лет и погубили его.
Этот бесстрашный человек панически боялся грозы. С серьёзным и бледным лицом он при первых раскатах грома
-
закрывал двери, окна и форточки,
-
гасил огонь в печи,
-
задвигал печные заслонки,
-
убирал из дома все крупные предметы из железа и большой магнит,
с которым мать, тогда ещё маленькая девочка, любила играть,
прикладывая к нему, а затем отрывая от него гвозди, монетки и прочую железную мелочь. В грозу в доме все сидели тихо, бабушка брала молитвослов, садилась за большой стол с резными ножками и молча читала.
Рассказывали, что в гражданскую войну (начала ХХ века) деда застала в степи сильнейшая гроза, а ему надо было срочно передать донесение. Он полз от оврага к оврагу, пытаясь как можно дальше вперёд бросить найденный железный чайник. Молнии били в этот чайник…
Снова раздался раскат грома. Он был не таким оглушительным как прежде. Мать внимательно посмотрела на светлеющее небо, прислушалась. Молния уже не успевала за громом. Летняя гроза уходила прочь
Гроза в лесу
С утра ни облачка…
Но вот, к обеду небо затянуло,
Вдали раскатом громыхнуло,
Подуло ветром с далека,
Вдруг, налетели облака,
Уж солнца свет куда-то делся,
Он где-то радугой оделся…
Совсем стемнело…
Ух, сверкнуло!
И как с ведра тут ливануло!
Гремело долго и сверкало,
И словно в душе полоскало…
Но дождик выдохся, затих,
Ещё покапал, и утих.
И тучи солнце отпустив,
За красный луч его схватив,
Ушли лениво и надменно.
К закату солнце село ленно…
А под закатными лучами,
Промокший лес скрипит ветвями:
Зелёный, красный, золотой,
И словно лес тот не простой,
А по-волшебному красивый,
И две могучие там ивы,
Склонились тихо над рекой
Повесив ветви над водой.
Меж тем, тихонько ночь подкралась,
И спать в лесу она осталась.
Своею тьмой его накрыла,
И потихоньку усыпила.
Дмитрий Столяр
Спасибо! Прекрасное стихотворение!