Бересклет бородавчатый, Euonymus verrucosus Scop. – один из самых красивейших кустарников в наших европейских лесах. Имея столь непривлекательное название, он поражает восхитительной осенней окраской листвы и яркими плодами необычной формы.

О ядовитых свойствах бересклета

Казалось бы, бересклет – первый кандидат для того, чтобы схватить лопату, помчаться в лес, чтобы совершенно бесплатно получить столь великолепный кустарник и посадить его на участке. Но бересклет никогда не будет украшать наш сад и не войдёт в состав нашего осеннего букета. Всё дело в том, что этот эффектный красавец ядовит.

Ядовиты у него не только сладковатые плоды с удивительно очаровательными раскрытыми розовыми створками 4-х лопастных коробочек, что нависают над ярко-красным или розово-оранжевым мясистым присемянником, из которого выглядывают чёрные или серые «глазки» семян. Ядовито всё растение.

На одном их сайтов мы нашли информацию, что Карл Линей дал название Euonymus по имени матери огнедышащих фурий, или эриний, – мифологической богини Evonyme. Возможно, шведский естествоиспытатель, систематизировавший многие растения и животные по видам и родам, дал такое название этому красивому растению потому, что оно ядовито и имеет осенью пламенную окраску листвы. Правда, встречается и другая трактовка названия растения: от греческого ευ, что значит «хороший, хорошо» и όνομα – имя. Получается, бересклет – это «хорошее, славное имя».

Как и у большинства представителей семейства бересклетовых (Celastraceae) все части бересклета бородавчатого ядовиты.

Их насчитывается больше 200 видов, есть вечнозелёные и листопадные растения. В коре ветвей, которые густо покрыты бородавочками чёрно-бурого цвета, обнаружен алкалоид эволин. А алкалоиды, как известно, в малых дозах – лекарство, а при небольшом превышении дозировки становятся опасными для здоровья. К тому же, токсическая доза для разных организмов сильно варьирует.

Это важно, поскольку указанное выше относится и к гликозидам, способным накапливаться (кумулировать) в организме, вызывая отравление. Ведь ещё одно действующее вещество, которое содержится в бересклете, – это гликозид эвонимин, сходный по действию с сердечными гликозидами.

Лечение сердечными гликозидами, являющимися медикаментозными препаратами, сложно, требует кропотливого подбора правильной дозы для каждого пациента, квалифицированного ведения больного, контроля пульса, наблюдения за динамикой ЭКГ. Из-за малого терапевтического диапазона этих лекарственных средств может развиться отравление, которое приведёт к атриовентрикулярной блокаде, брадикардии, гиперкалиемии, экстрасистолии и – к фибрилляции желудочков сердца. Без должной помощи человек погибнет. При приёме сердечных гликозидов (например, дигоксина), назначенных врачом, сразу же возникает мысль о возможной их передозировке. Больной принимает эти препараты годами, осведомлён о побочном действии, обучен самостоятельно контролировать пульс, обращать внимание на признаки интоксикации, возникшей из-за приёма данных средств. При использовании бересклета в качестве «народного» средства, диагностика затруднится, и при отравлении время для спасения наверняка будет упущено. Такие методы «лечения» скорее антинародные.

Теперь добавим к перечисленным выше нарушениям, которые характерны для передозировки сердечными гликозидами, также снижение аппетита, тошноту, рвоту, боли в животе, неврологические нарушения вплоть до спутанности сознания, галлюцинаций и психотических реакций. Становится ясно, что без хорошего знания фармакодинамики сердечных гликозидов их передозировка (соответственно, интоксикация, вызванная эвонимином) диагностирована не будет, и «лечение» препаратом бересклета может закончиться с большой долей вероятности летально. Посмертно правильный диагноз также выставлен не будет, увы. Последует, скорее всего, такое заключение: смерть наступила от хронической (или острой – в зависимости от возраста и состояния здоровья) сердечной недостаточности. Бересклет по-прежнему в интернете будет представлен как одно из средств нетрадиционной медицины. И сбор «лекарственного» сырья с деревьев и кустов бересклета продолжится уже другими, ищущими противоглистные, противопаразитарные, иммуномодулирующие, противокашлевые, сердечно-сосудистые и даже противогонорейные средства в лесу. При этом о фитотоксинах большинство сборщиков растительного сырья понятия не имеет.

NB! Официнальных препаратов на основе бересклета не существует. В научных источниках бересклет бородавчатый рассматривается только в качестве ядовитого растения.

Так, во втором томе монографии издательства Нижегородского госуниверситета за 2020 год «Ядовитые животные и растения России и сопредельных стран» под общей редакцией профессора Д. Б. Гелашвили на стр. 77 отмечается: «Ветви (кора), плоды, корень бересклета содержат гликозид эвонимин. Он обладает слабительным и желчегонным действием, влияет на сердце подобно дигиталису».

В учебно-методическом пособии для вузов «Лекарственные растения» (классификация, подходы к оценке ресурсов), издательство Воронеж, 2015, в таблице на странице 32 указывается наличие гликозида эвонимин во всём растении бересклета бородавчатого и характер отравления: «нарушение сердечной деятельности, поражение кожных покровов при обработке древесины, отравление плодами; отравление скота».

Таким образом, сомневаться в том, что средства, приготовленные на основе бересклета, могут вызывать отравления с явлениями, характерными для передозировки сердечными гликозидами, не приходится.

Хочется сказать одно: люди, когда идёте в лес, голову включайте! Не стремитесь к премии Дарвина. А тем, кто пишет и с лёгкой руки за полчаса рерайтит статьи о приёме подобных «лекарств», остаётся пожелать принимать самим данные средства в максимальной дозировке и подольше, прежде, чем рискнуть подобные «рецепты» публиковать. Ведь «раздражение желудочно-кишечного тракта» при приёме препаратов на основе бересклета, как написано на многих сайтах, вполне вероятно, есть один из признаков интоксикации сердечными гликозидами, что совсем не безобидно.

Надо обладать хотя бы базовыми данными, чтобы выкладывать советы в интернете. Многие ведь верят всему, что напечатано.

При чтении «рецептов и полезных свойств» растений, которые официально причисляются к ядовитым, невольно закрадывается крамольная конспирологическая мысль о желании (не знаю кого) сократить население. Ведь именно как ядовитое растение бересклет бородавчатый рассматривается в современных научных трудах.

Несмотря на свою несомненную ядовитость для человека и животных, благодаря беспечности населения и своей декоративности, бересклеты не только пропагандируются как лекарственные растения, которыми они по сути не являются из-за своей токсичности, но широко используются для озеленения улиц, в ландшафтном дизайне, украшают частные владения.

лес, бересклет, ядовитые растения, фитотоксины
Бересклет бородавчатый

Немного о гуттаперче

Во втором издании книги «Общее лесоводство» проф. М. Е. Ткаченко, Гослесбумиздат, 1952 год, указывается, что бересклет бородавчатый (E. Verrucosa) – кустарник до 2-х метров высотой, в некоторых случаях до нескольких метров. На севере территория распространения «доходит до линии Псков – Ярославль – Киров».

Далее указывается, что бересклет бородавчатый «к почве не требователен, не выносит, однако, заболоченных почв, плохо развивается на тяжёлых суглинках, но хорошо на рыхлых перегнойно-карбонатных почвах».

Ниже отмечается, что «начинает развиваться специальное выращивание бересклета. Размножается бересклет бородавчатый семенами, корневыми отпрысками, отводками. Искусственно разводить его рекомендуется корневыми черенками, отводками и семенами. Семена отличаются длительным семенным покоем. Корневая система бересклета поверхностная (0-5 см от поверхности почвы), что облегчает его эксплуатацию».

Зачем же в СССР выращивали бересклет бородавчатый?

Дело в том, что до середины прошлого века в Советском Союзе бересклет являлся растением, из которого добывали гутту, а она использовалась для производства гуттаперчи. Из книги Н. П. Змий «Машины и аппараты резиновой промышленности», 1951 год, Госхимиздат мы узнаём, что «бересклет бородавчатый как гуттаперченосное растение был открыт в 1931 году. Гуттаперча из бересклета обладает хорошим качеством».

В «Большой энциклопедии нефти и газа» имеется отсылка к «Лекциям по органической химии» П. И. Ришма, где отмечается, что «гуттаперчу получают из гутты, содержащейся в особых замкнутых вместилищах в тканях бересклета. В коре корней бересклета содержится около 12 % гутты. Гуттаперча эластична, кристаллична и термопластична. Если нагреть её до 70 градусов, она становится аморфной, мягкой и пластичной, как каучук. В таком состоянии гуттаперча поддаётся формированию, а после охлаждения сохраняет приданную форму. Гуттаперча почти не поглощает воды, а потому применяется для изоляции подводных кабелей».

В третьем издании под редакцией А. И. Бусева «Определения, понятия и термины в химии», 1983 год, издательство «Мир» говорится, что гуттаперча – высокомолекулярный близкий по составу к каучуку углеводород (C5H8)n – полимер изопрена. Это «кожеподобный продукт белого или желтоватого цвета. Она (гуттаперча) способна, как и каучук, вулканизироваться серой. Применяют как изолирующий материал в электро- и радиопромышленности, в химической и обувной промышленности».

Б. А. Догадкин в книге «Химия и физика каучука», 1947 год, отмечал, что «гуттаперча является изомером натурального каучука. Благодаря высоким электроизоляционным свойствам, большой стойкости против химических воздействий и удобству, вследствие термопластичности, в обработке, гуттаперча находит широкое применение в производстве кабелей и некоторых технических и хирургических изделий. Мировое потребление гуттаперчи в 1939 году составляло около 6000 тонн».

В книге Н. В. Булгакова «Пластические массы. Химико-москательные товары», 1962 год, указывается, что «гуттаперчевый клей широко применяют для прикрепления резинового низа к верху обуви, а также в швейном производстве». Автор говорит о том, что швы обладают отличной влагостойкостью, а для повышения теплостойкости и предотвращения расслоения клеевого шва при нагревании выше 50-60 градусов к гуттаперчевому клею добавляют серу в качестве вулканизатора и другие вещества.

Если углубиться в тему использования гуттаперчи, то можно выяснить, что название её происходит от малайского «гета», что означает «латекс» и слова «перча» (или «перка») – древнее название Суматры. Именно из дерева рода Палаквиум с 19-го века стали получать полимер изопрен, образующий резиноподобный эластомер. А экскекария парвифолия – это молочайное дерево, произрастающее в Австралии и имеющее общее название «гуттаперча»; оно обладает тёмно-коричневой древесиной, тяжёлой и ароматной. 

Слово «гуттаперчивый» было понятно поколению, чьё детство и юность пришлись на начало прошлого века. Произведение Д. В. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик» было известно всем более или менее образованным людям. Понятие «гуттаперчивый» в определённой степени было синонимом словам «резиновый», «эластичный» как в прямом, так и переносном смысле. Например, вместо «затянутого решения» можно было произнести «решение гуттаперчивое», и это было понятно и привычно слушателям.

Изделия из гуттаперчи были необходимы, об опасности их производства не задумывались. К сожалению, и сейчас существует немало предприятий с высоким уровнем различных вредных факторов, и никого это особо не заботит.

В «Справочнике резинщика», (выпущенного в начале 20-го века и перевыпущенного в дополненной версии в 1971 году), автор П. И. Захарченко, указывает, что помимо бересклета для добычи гутты в СССР использовались листья китайского дерева эвкоммии, Eucommia ulmoides (называемой некоторыми другими авторами эйкомией), плантации которой были заложены в Абхазии. В справочнике говорится об «истощении запасов естественных зарослей бересклета в лесах и необходимости изыскания химических методов синтеза гуттаперчи».

В 20 веке происходит замещение гуттаперчи синтетическим бакелитом и природным материалом балатой, которая в основном нашла применение в пропитке конвейерных лент и приводных ремней.

Гуттаперча по сей день применяется в стоматологии для пломбирования корневых каналов при периодонтите или пульпите и при изготовлении зубных протезов благодаря её эластичности и в то же время твёрдости и прочности при застывании. Хотя штифты из гуттаперчи и не способны сцепляться с твёрдыми тканями зубов и не обладают бактерицидными свойствами, тем не менее в эндодонтии разработано несколько методов и их разновидностей пломбирования гуттаперчей, причём, как холодным, так и горячим материалом. Добавление оксида цинка в пломбировочный материал из гуттаперчи придаёт пластичности и уменьшает хрупкость, а добавление сульфата бария делает штифты рентген контрастными.

лес, бересклет, ядовитые растения, фитотоксины
Бересклет бородавчатый

О книге «Бересклет»

Очень подробно описаны различные виды бересклета, в том числе Euonymus verrucosus, в монографии Елены Ивановны Шиманович «Бересклет» (библиотечка древесные породы), Агропромиздат, 1987 год. Дана подробная ботаническая характеристика данного рода растений, история изучения и ареал рода бересклет, биоэкологические особенности этих растений, наиболее распространённые виды растений, их народно-хозяйственное значение, описаны их болезни и вредители, в отдельной главе рассмотрено размножение бересклета и создание насаждений.

Книга хорошая, но, к сожалению, автор, не будучи медиком или фитохимиком, в главе «Народно-хозяйственной значение» наряду с практическим использованием этого растения рассказывает о его лекарственном действии, начиная с Древней Греции и Рима. Если всё-таки задуматься: что абсолютно достоверное нам известно о тех легендарных временах? Может подлинные письменные источники?

В старые (и не очень) времена для лечения заболеваний применяли соли ртути, мышьяк, радий, различные опиаты, пирамидон и прочие. Надеюсь, они не завалялись в вашей домашней аптечке.

В заключение ещё раз о сборе сырья бересклета

Вот такой он коварный, бересклет бородавчатый. Красивый, полезный и всё-таки ядовитый.

Дорогие друзья, вспоминайте чаще мудрые слова, приписываемые Парацельсу: «Всё есть яд, и всё – лекарство. Зависит от дозы».

Вы уже собрались за сырьём из листьев, коры, веточек с цветками бересклета? Экспериментировать-то с дозой на ком собираетесь?

Задумайтесь, как люди узнали о том, что какое-либо растение ядовито. Сколько здоровья и жизней было отдано за эти знания? Но, вероятно, рискнув лечиться ядовитым растением, вы мастерски сможете экстрагировать необходимое действующее вещество и сумеете точно рассчитать и отмерить дозу для конкретного случая, назначив правильное лечение? Это точно так?

Отдохните, прочитайте книгу Джона Кракауэра «В диких условиях» или посмотрите одноимённый фильм, снятый Шон Пеном. Они – как иллюстрация к нашему рассказу о бересклете.

Идите в лес. Собирайте лекарственные растения, не относящиеся к ядовитым видам. Пейте отвары, настои, настойки, чаи. Здоровья вам и долголетия!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *