Это рассказ человека, который не по наслышке знает, как собрать клюквы побольше, а так же, где и когда собирать этот замечательный северный виноград.

Где растёт клюква
Когда я собираю клюкву

Где растёт клюква, наверное, знают все, но не все видели. Это моховые сфагновые болота. Многие боятся вязкой, покачивающейся почвы, змей, отсутствия надёжных ориентиров на больших болотах, особенно в пасмурную погоду.

Я же, подобно поэту, люблю осенние болота, «эти ржавые кочки и пни», тонкие, искривлённые сосенки и берёзки, их своеобразную неброскую красоту и характерный запах моховых болот.

Каждый раз, возвращаясь после сбора клюквы, стою на холме, смотрю сверху на болото, освещаемое вечерними солнечными лучами. Мысленно благодарю его за то, что вот уже который год оно щедро делится со мной своей ягодой.

Вспоминаются строчки Александра Блока: «Полюби эту вечность болот: Никогда не иссякнет их мощь».

За спиной рюкзак, в руке — ведро с клюквой. Пора возвращаться к машине, но я вновь останавливаюсь и созерцаю рыжеватую поверхность, покрытую сфагнумом.

Пытаюсь представить, как когда-то, очень давно, отступал ледник, и возникла земная впадина неправильной формы. В ней образовалось озеро. Оно было большое, местами глубокое, а кое-где с отмелями. Летели года, столетия, тысячелетия…

Часть озера, начиная от берегов, постепенно превращалась в болото. Образовался и отложился на дне озёрный ил — сапропель, на нем — торф. Должно было получиться низинное (эвтрофное) болото, в котором лягушки квакают, с ольхой, берёзой, тростником. Но в моём болоте эта растительность — лишь небольшими участками.

А всё потому, что почва здесь песчаная, застоя воды не происходит. Вот и вышло, что болото моё по растительности — верховое (олиготрофное): вся поверхность его покрыта сфагновым мхом, на котором — кустарнички багульника, вереска, растёт шейхцерия, весной белеют шапочки пушицы. Местами — тонкие болотные сосенки и карликовые берёзки, участками — торфяные кочки. А водной поверхности становится всё меньше и меньше.

Сейчас остался совсем небольшой просвет: озерко метров 200 в длину и около 100 метров в ширину среди мохового болота. Звери ходят на водопой по тропкам, даже лоси. Это по следам видно. Я туда не подхожу: ближе к воде почва становится зыбкой, на самом краю и вовсе качается, там можно прыгать, как на батуте, но не рискую: вдруг провалюсь.

Стою, раскачиваюсь, любуюсь тёмной, с коричневым отливом, водной гладью, отражением в ней неба и сосенок, да отойду подальше от края, ближе к берегу болота, к кочкам, покрытым багровым осенним мхом, где почва надёжней и крепче. Бывало, на рыбалке, почти на таком же озере, но рыбном, которое было побольше и поглубже, нога проскакивала в воду, под мох. Как-то сапог так и потонул. Больше не езжу туда.

Вообще-то прыгать и качаться на мху болота, ходить по зыбкой почве болот нельзя ни в коем случае: под переплетением растительности может быть несколько метров воды и ила, и, если провалиться, мох сомкнётся, а ил затянет, как трясина. Шутки плохие. Так исчезали навсегда.

Когда я собираю клюкву

1. Первую неспелую, крупную, уже не зелёную, «бокатую» (красную только с одного бока) клюкву я собираю в августе, когда иду проведать свои любимые болота, «насматриваю» места с наибольшим урожаем полезной ягоды. Обычно в это время года бывает жарко, от болотных испарений душно, насекомых много. Мне летом на моховом болоте совсем не нравится. Беру небольшую ёмкость, чтобы с пустыми руками не ходить, фотоаппарат и небольшой рюкзачок. Из этой неспелой ягоды получалось вкусное варенье. Прошло несколько лет, и я узнаю, что клюкву варить совсем не полезно из-за наличия в ней бензойной кислоты и превращения этой кислоты во вредный бензол при термической обработке. Теперь зелёную клюкву не беру, а спелую только морожу.

Ходить по болоту надо как можно больше, поскольку то в одной стороне болота больше клюквы, на следующий год — в другой. Летом иду на болото, чтобы опередить конкурентов при осеннем сборе. Болото оно, конечно, моё, любимое, но ходят на него за клюквой многие, и вёдра у них такие большие… 

2. Основной сбор происходит, когда ягода полностью созреет, с середины сентября, плюс-минус неделя-две (в зависимости от широтности и местного климата) и — до прихода зимы. В этот период собираю клюкву в любую погоду. От влаги, это моё мнение, качество этой полезной ягоды не ухудшается. Когда воды много — удобнее собирать: клюква вся из мха «выбирается».лес, ягоды, клюква, мох, солнце, лето, осень

3. О сборе клюквы после первых морозов скажу отдельно.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни-
Всё хорошо…
– так здорово Н.А.Некрасов написал о природе, готовой к встрече зимы. Он тоже болотом любовался. По душе мне эти строки. Первые морозы делают кислую ягоду тёмно-бордовой и по-настоящему спелой. Когда оттает, она становится мягкой. Изменяется её цвет и вкус, их можно назвать «натуральными клюквенными».Такого же эффекта можно добиться, положив клюкву сентябрьского сбора в морозильную камеру, теперь я часто делаю так (как и с хурмой, кстати — после заморозки хурма как зрелая). Зимой захочется кисленького, открою холодильник, брошу несколько ледяных клюквинок в рот. Вкусно! Полезно! В конце осени стоит опасаться лосей, у которых начинается гон. Я собираю в ноябре только в том случае, если после заморозков возвращается тепло, наступает что-то типа «бабьего лета». Когда по ночам мороз, и ягоды, как ледышки, днём не тают, лет пять уже не собираю, руки не переохлаждаю, здоровье, которое ещё осталось, берегу.

4. Собирать подснежную клюкву можно весной, после таяния снегов. Ни разу не довелось. Надо как-нибудь попробовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *